Георгий Милляр — уникальный и востребованный советский актер театра и кино, получивший широкую известность как исполнитель «нечисти» в фильмах-сказках Александра Роу.
Удивительно то, что актеру удавалось справляться с женскими ролями лучше самых опытных и талантливых актрис. Всего за плечами Георгия Францевича, не дожившего всего полгода до своего 90-летия, более 100 ролей в кино и почти столько же работ дубляжа.
В этом выпуске я расскажу о том, как складывалась личная жизнь актера, который почти всегда жил с мамой. Как вышло, что из-за клеветы первой супруги у него были проблемы с НКВД?
Почему мужчина долгое время сторонился женщин и женился второй раз, лишь после того, как отметил 65-летний юбилей?
Георгий появился на свет в далеком 1903 году в Москве. С детства мальчик купался в роскоши, так как его отец Франц де Мильё был известным французским инженером, а мать — дочерью иркутского золотодобытчика.
Когда Гоше было три года, отец ушел из жизни, но оставил жене и сыну приличное наследство. После революции 1917 года семья Мильё лишилась состояния: их огромную квартиру в центре Москвы превратили в коммуналку, оставив хозяевам лишь комнату.
Конечно, о гувернантках и домашнем театре пришлось забыть. Будущий актер вынужден был скрывать свои корни и даже сменить фамилию.
Георгия с детства манила сцена, и чтобы быть ближе к миру лицедейства он после школы устроился бутафором в геленджикский театр. Именно на сцене этого театра состоялся дебют будущего актера, причем в женской роли.
Спектакль «Золушка» уже собирались отменять из-за болезни молодой актрисы, игравшей главную героиню. Кто-то предложил, что её, наверняка, сможет заменить бутафор, знающий наизусть все роли. Вот так в 1920 году 17-летний Милляр сыграл Золушку.
С той поры ему стали доверять небольшие роли, а в 1924 году молодой человек вернулся в Москву, где поступил в школу юных актеров при Московском театре Революции (в настоящее время — «Театр имени Маяковского»).
Поначалу студента с невыразительной дикцией и необычным лицом педагоги не оценили, но после получения диплома с радостью приняли в труппу.
Когда Милляру было уже 35 лет, Александр Артурович Роу доверил ему роль Царя Гороха в сказке «По Щучьему велению» (1938). С той поры Георгий стал любимым актером Роу, и режиссер даже прислушивался к его советам.
Александр Артурович долго искал актрису на роль Бабы-Яги в фильм «Морозко» (1964): пробовалась даже Фаина Раневская. Тогда Георгий сказал режиссеру:
Когда загримированный Милляр появился на площадке, юные актеры от страха испарились, а Роу был просто счастлив, что нашел Бабу-Ягу, и неважно, что её сыграет мужчина. Так Георгий Милляр стал первым актером СССР, сыгравшим сказочную злодейку.
Сказочных персонажей в исполнении актера обожали дети и взрослые, и никто и подумать не мог, что личная жизнь Милляра совсем не похожа на сказку.
Впервые узами брака 30-летний актер связал себя в далеком 1933 году: его избранницей стала реквизитор театра Революции Маргарита Самойлова.
Довольно скоро по театру поползли слухи о том, что у Гошиной жены роман с известным кинорежиссёром. Милляр не хотел верить слухам.
Но когда Рита сообщила ему, что находится в положении, мужчина чуть не потерял сознание. Дело в том, что детей он иметь не мог и стеснялся признаться в этом супруге.
Немного придя в себя, Миллер сказал жене:
Маргарита была вне себя от ярости. Она решила наказать супруга, который скрыл от неё столь важную информации и нарушил её планы.
Она стала рассказывать в театре, что Георгий никогда не интересовался ей как женщиной и, скорее всего, имеет другие предпочтения.
Коллеги не поверили обиженной Маргарите, так как не замечали за Георгием Францевичем таких наклонностей.
Но в начале 1940-х известный и любимый всеми актер из-за сплетен бывшей жены даже оказался в каталажке НКВД. Его держали там две недели, но потом выпустили, так как кроме слов жены никто не подтвердил подобную глупость.
С той поры актер не сближался с женщинами и жил всё в той же комнатке с любимой мамой Елизаветой Журавлевой. Женщина ухаживала за своим Гошей до последних дней жизни, совершенно не научив его готовить и выполнять дела по хозяйству.
Когда актеру было 65 лет, его мамы не стало, и неприспособленный к быту Милляр, остался совсем один. Вскоре в коммунальную квартиру, где жил актер, приехала новая соседка-хохотушка, у которой было трое взрослых детей.
59-летняя вдова Мария Васильевна пришлась по душе актеру, и он, недолго думая, позвал её замуж. Женщина опешила от столь неожиданного предложения и ответила:
Конечно, пожилые люди не хотели «смешить народ» и устраивать свадьбу, а просто тихо расписались в ЗАГСе.
Но в первый съемочный день фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса» (1969) коллеги во главе с Александром Роу устроили молодоженам сюрприз: организовали банкет на берегу Москвы-реки.
Георгий Францевич очень дорожил своей любимой женщиной и никогда не поднимал на неё голос. Он был очень добродушным, много шутил и нередко своими остротами вгонял людей в краску. За это актер прозвал сам себя «Стариком-Похабычем».
Милляр любил выпить и нередко приносил на съемки портвейн в бидоне или же «баловался» тройным одеколоном. Но он всегда знал меру и ни разу не подвёл режиссера или коллег.
Люди пользовались его безотказностью и скромностью, зная, что Георгий Францевич никогда сам не попросит вернуть долг.
Лишь через 5 лет со дня свадьбы супруги переехали из коммуналки на Малой Бронной в выделенную им квартиру. Но особой радости они не испытали: жить им пришлось на окраине, далеко от метро, да ещё и на 18-м этаже.
Удивительно, но звание народного артиста Милляру присвоили лишь на 85-летие, а накануне юбилея актера попросили выступить перед ребятами в концертном зале «Россия».
Пожилой мужчина подошёл к мероприятию со всей ответственностью и нарисовал 850 открыток с изображением летящей в ступе Бабы-яги, подписав каждую. Но организаторы повели себя просто «по-свински»: отменили концерт, не сообщив об этом Георгию Францевичу…
До своего 90-летия Георгий Милляр не дожил всего полгода. Всенародно любимого актера не стало 4 июня 1993 года. Ушёл он тихо во сне, не сумев побороть воспаление легких. Незадолго до этого он написал стихотворение, которое теперь хранится в Музее кино:
Безумно жаль, что при жизни талант актера не был оценен по достоинству. Лишь когда его не стало, поняли, что Георгий Милляр — наше национальное достояние, которому нет равных.
Возможно, ему просто завидовали, ведь мало кто мог похвастаться такой популярностью и зрительской любовью. Вечная память…