Известная писательница Агата Кристи написала детектив «Десять негритят» в 1939 году, через четыре года по произведению решил написать пьесу драматург Реджинальд Симпсон.
Но автор ему отказала, сказав, что сделает это сама. Финал обновленного произведения в новом жанре несколько отличался от первоисточника: здесь двое персонажей остаются в живых, они оказываются невиновными.
Сама книга после выхода в печать стала бестселлером. Однако в Штатах произведение из-за политкорректности назвали «И никого не стало», после чего и вовсе переименовали в «Десять маленьких индейцев».
В разных странах много раз экранизировали этот детектив Агаты Кристи. И только Станислав Говорухин остался верен оригиналу – он сохранил название и концовку литературной первоосновы.
В этом он оказался самым оригинальным режиссером из числа тех, кто брался за экранизацию романа Кристи.
Снимали в Крыму в «Ласточкином гнезде», которое выступило в роли особняка мистера Оуэна. Часть здания прикрыли фанерой с изображением замка.
Декорацию выстроили на Ялтинской киностудии и поместили на «Ласточкино гнездо» на отвесной скале. Ветер не раз срывал конструкцию и ее приходилось восстанавливать.
Часть интерьерных сцен создали в Воронцовском дворце в Алупке, Негритянский остров обосновался в поселке Гастра, а общий план острова поместился в бассейне.
Через десять лет схожий прием применил Джеймс Кэмерон в фильме «Титаник», поместив огромное судно в обычный бассейн, где снял общие виды.
Интересно, что Станислав Говорухин и Татьяна Друбич в момент съемок фильма «Десять негритят» одновременно снимались у Сергея Соловьева в фильме «Асса».
Сергей Александрович тоже снимал в Крыму – в городе Ялта. Поэтому совмещать работу получалось.
Режиссер очень внимательно относился к деталям. Татьяна Друбич вспоминает:
“Говорухин меня измучил открыванием дверей. Почему-то это было очень принципиально”
Для того чтобы найти нужный скрип полов, режиссер осмотрел множество старых зданий, ведь записанный звук должен был нагнетать обстановку на экране.
Случившийся шторм тоже оказался в тему: в это время сняли множество тревожных сцен.
Однако один раз Говорухина заменила Людмила Максакова, а Татьяну Друбич в финальной сцене фильма заменила гримерша – именно ноги в чулках можно увидеть в кадре.
Интересный случай произошел с актером Алексеем Золотницким, сыгравшим дворецкого Роджерса. По сюжету этого персонажа зарубили топором.
На актера наложили грим, и попросили для усиления эффекта полежать на траве под дождем. Именно таким его увидели ничего не подозревающие туристы, группа которых прогуливалась неподалеку.
Люди в ужасе разбежались, а актер поспешил вернуться в дом. “…Хотя на съемочной площадке атмосфера была гораздо веселее.
Во многом это заслуга Саши Абдулова”, – вспоминал Говорухин. Абдулов оказался единственным актером, который не дочитал сценарий до конца, ведь его персонаж погибает в начале фильма.
Позже он заинтересовался, кто убийца, но члены группы договорились не раскрывать секрет до финала съемок.
Артист не обиделся, просто частенько появлялся на площадке и продолжал приставать к участникам съемки.
“Мы его звали человек-радость. Всех растормошит, рассмешит, поднимет настроение”,
– рассказывал режиссер.
Однако на площадке не всегда царило веселье. Анатолий Ромашин из-за суеверия не стал сниматься в сцене гибели своего персонажа, доктора Армстронга, но это оказалось опасным даже для каскадера.
Разбушевавшееся море отбросило его на камни, лицо было поранено. Пострадал при падении и дублер Александра Кайдановского.
А Татьяна Друбич на съемках финальной сцены чуть не задохнулась по-настоящему. Поэтому следующие дубли отыграла гримерша.
В начале фильма рука неизвестного человека расставляет фигурки негритят на подносе. В кадре мелькает нечеткое изображение мужского лица.
Зрители подумали, что это и есть убийца, и на протяжении фильма искали его в кадре. Однако это был сам Станислав Говорухин.