Содержание:
У знаменитой актрисы не было полноценного театрального образования — Аросева за два года до выпуска бросила учебу в Московском театральном училище ради труппы Ленинградского театра комедии, куда устроилась по диплому своей сестры Елены.
Сама актриса позже шутила, что у нее один профессиональный документ – об окончании курсов водителей троллейбуса – она закончила их по настоянию Эльдара Рязанова, когда снималась в его картине «Берегись автомобиля».
Лелечка
Родившись в Москве, в семье советского дипломата Александра Аросева и польской аристократки Ольги Гоппен, детство будущей «пани Моники» прошло в Европе. Франция, Швеция, Чехословакия, Литва и Латвия. Когда девочке исполнилось 5 лет, родители разошлись по инициативе мамы.
Отец один воспитывал троих дочерей, стараясь привить им чувство прекрасного – Александр Яковлевич был личностью творческой, писателем, заядлым театралом.
Склонность и тяга к актерству у девочки проявилась с самого раннего возраста – уже с трех лет она была постоянным участником культурных мероприятий при посольствах.
Из-за увлечения театром младшей дочери отец чуть не поплатился карьерой: после просмотра спектакля «Трехгрошовая опера» в Пражском театре, Ольга с местной подружкой порезали в лоскуты свои платья и отправились на улицу просить подаяние, жалуясь прохожим на «злого папу».
История о том, что дочь советского дипломата просит милостыню, тут же попала в местные газеты. Слава богу обошлось, скандал удалось замять.
В школу Аросева пошла в 1933 году, по возвращению отца в СССР. Александру Яковлевичу поручили руководить Всесоюзным обществом культурных связей с заграницей, и дома – в том самом знаменитом «на набережной» — нередко гостили Ромен Роллан, Немирович-Данченко, Александр Таиров, Борис Ливанов.
Ничего удивительного, что Ольга, как и старшая сестра Елена, посещали школьный драмкружок и занимались в детской театральной студии.
В 1937 году отца арестовали. Ольге тогда было 12 лет. Сестрам удалось избежать интерната для детей врагов народа – мама сумела их отбить и забрать к себе.
Училась Аросева не ахти, как говорится, ради аттестата. С началом войны вместе с сестрой Еленой отказалась от эвакуации, вместо этого поступив в Цирковое училище. Которое вскоре бросила, перейдя в Московское театральное училище, где уже училась сестра.
В училище руководитель курса Владимир Готовцев «устроил» молодой студентке несколько эпизодических ролей на сцене второго МХАТа.
Видимо, воодушевленная таким «профессиональным взлетом», в 1946 году Аросева бросает учебу и сбегает в труппу Ленинградского театра комедии, который гастролировал в Москве.
При устройстве на работу Ольга предъявила диплом сестры, окончившей училище в 1945 году, и ее взяли актрисой вспомогательного состава.
Период становления актрисы оказался очень непростым — работы практически не было, худрук Николай Акимов ролями молодую актрису не баловал. В это сложное время огромную поддержку Аросевой оказала Фаина Раневская.
С легендарной актрисой Ольга познакомилась благодаря матери – та сблизилась с Фаиной Георгиевной во время своей работы помощницей супруги Молотова.
Раневская как раз снималась в «Золушке», и в каждый свой приезд в Ленинград на съемки в обязательном порядке встречалась с Аросевой, подкармливая ее пирожками из Елисеевского гастронома, помогала советами, интересовалась успехами «Лелечки» у Акимова.
Не смотря на разницу в тридцать лет, Аросева поддерживала отношения с Раневской до самой смерти великой актрисы, считая ее наравне с Татьяной Пельтцер своими главными наставниками.
Падения и взлеты великой «клоунессы»
Так и не сумев реализоваться в Ленинграде, в 1950 году Аросева возвращается в Москву и поступает на службу в Театр Сатиры. Как оказалось, на всю оставшуюся жизнь. Непростой, взрывной характер девушки стоил ей 10 лет «забвения» — в 1957 году худруком театра становится Валентин Плучек.
Аросева в открытую выражала свое недовольство его методами управления коллективом. Последней каплей явился демарш актрисы, которая на одной из вечеринок заявила, что худруком должен быть не Плучек, а ее давний товарищ Евгений Весник, работавший в театре режиссером.
Худруку эту «крамолу» донесли, в результате Весник ушел в Малый театр, а актрису лишили всех ролей, оставив при этом в труппе.
Окончательно Плучек и Аросева помирились только к 1975 году – режиссер сразу же дал роль в новой постановке «Пена» Михалкова, за которую через два года актриса получила Государственную премию им. Станиславского.
«Ссыльное» десятилетие Аросева была вынуждена подрабатывать игрой в других театрах – так три года она играла в Театре на Малой Бронной. И съемкой в кино. Как раз на этот период и выпала роль, сделавшая ее известной как киноактрису – Люба, невеста главного героя в фильме «Берегись автомобиля».
Специально к этому фильму актриса закончила профессиональные курсы водителя троллейбуса, получила диплом и в кадре собственноручно водила машину.
На тот период у Аросевой уже был опыт киносъемок – «Девушка без адреса», «Гость с Кубани», «Яблоко раздора» — к 1966 году у нее в багаже было уже 19 киноролей и 6 телеспектаклей. Но именно Рязанов сделал Ольгу «известной актрисой Аросевой».
Как обычно бывает, известность и востребованность ходят вместе. Предложения от режиссеров посыпались как из рога изобилия – «Интервенция», «Трембита», «Два дня чудес», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России».
Всего за свою карьеру Аросьева снялась более чем в 50 фильмах и 7 телеспектаклях. И пусть у нее практически не было главных ролей – второй план в исполнении Ольги Александровны был достоин внесения в учебники по актерскому искусству и мастерству.
Та самая пани Моника
В 1966 году заведующий труппой театра Сатиры Георгий Зелинский приступил к съемкам телешоу «Кабачок «13 стульев». Программа подразумевала двух героинь – на роль пани Терезы режиссер утвердил свою супругу Зою Зелинскую.
А исполнительницу роли пани Моники уже предложила жена Зелинского. Роль оказалась буквально спасательным кругом для бывшей в опале актрисы.
Пани Моника очень быстро завоевала сердца зрителей, на телевидение пачками приходили письма с требованием увеличить количество сценок с любимым персонажем. В итоге героиня Аросевой стала ведущим персонажем передачи на все 15 лет съемок.
Кстати, «Кабачок «13 стульев» стал одной из основных причин примирения Плучека и Аросьевой – зрители шли в Театр в том числе с желанием лишний раз увидеть игру любимой пани Моники, и режиссер не мог с этим не считаться.
А начиная с 1977 году после ухода из театра Татьяны Пельтцер практически все ее роли Плучек отдал Аросьевой – Марселина в «Безумный день, или Женитьба Фигаро», Кукушкина в «Доходном месте», Мария Ивановна в «Маленьких комедиях большого дома» и др.
К девяностым годам уже Народная артистка РСФСР Аросьева становится первой актрисой труппы — миссис Бэнкс в «Босиком по парку», мадам Розпетл в «Папа, папа, бедный папа!…», Памела Кронки в «Как пришить старушку» — актриса играет в семи премьерных постановках.
«…вся моя жизнь посвящена профессии»
Кипучесть и энергичность Аросевой сказалась и на личной жизни. Актриса никогда не делала большого секрета из своих отношений с мужчинами – 4 официальных брака и множество романов:
«Я человек увлекающийся. Больше предпочитала гражданские отношения с мужчинами, никого не отягощающие…Никогда у меня не случалось трагических романов, наоборот – все они были веселыми и необременительными»…
Из воспоминаний Ольги Аросевой
Не имея детей, всю свою энергию Ольга Аросева отдавала театру. И друзьям, которых любила принимать по выходным на даче.
Сыграв более полутора тысяч ролей в театре и кино, отдав без малого 70 лет творчеству, будучи уже 20 лет Народной артисткой России, актриса к своему 80-летию наконец-то получила диплом Щукинского училища – коллеги расстарались.
Последние годы Аросева боролась с тяжелой болезнью – у нее диагностировали рак. Она предпочитала не распространяться о заболевании, продолжая до последнего играть на сцене, сниматься на телевидении. 10 октября 2013 года
Ольгу Александровну срочно госпитализировали, сделали полное переливание крови. Не помогло – 13 октября актриса скончалась. Похоронили Ольгу Аросеву на Головинском кладбище Москвы.