Искусство История

Тайна неоконченной гробницы Медичи

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

С давних пор знатные и состоятельные люди, обладая мощью и многочисленными привилегиями, пытались запечатлеть собственный образ на века для будущих поколений, большей частью в архитектуре. С данной целью сооружались величественные храмы и грандиозные пирамиды. Человечеству известны непревзойденные по красоте статуи генералов и тогдашних представителей власти.

Наглядным примером увековечивания памяти для потомков также служат башни населенных пунктов средневековья Италии, произведения живописи и уникальные усыпальницы периода Возрождения.

Для воплощения идей, смелых задумок в реальность привлекались талантливые скульпторы, архитекторы и художники: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли и многие другие. Порой мастера пытались отходить от привычных шаблонов создания образов, внося собственные неповторимые замыслы, нередко противоречащие представлениям сильных мира сего. Истории известен подобный случай…

Микеланджело и незавершенная гробница Медичи

Папа Римский Лев X, надеясь прославить в веках собственный род, решил воздвигнуть подобное мавзолею сооружение, где покоятся останки лучших представителей дворянского рода Медичи. Часовня причисляется к лучшим творениям Микеланджело, сочетающая в себе одновременно признаки скульптуры и архитектуры. Кто же в реальности увековечен непревзойденным гением?

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.1: Рафаэль Санти, Портрет Папы Римского Льва Х, 1518–1519

Папа Римский Лев X (Рис.1), надеясь прославить в веках собственный род, решил воздвигнуть подобное мавзолею сооружение, где покоятся останки лучших представителей дворянского рода Медичи. Часовня причисляется к лучшим творениям Микеланджело, сочетающая в себе одновременно признаки скульптуры и архитектуры. Кто же в реальности увековечен непревзойденным гением?

После избрания во Флоренции в 1515 г. кардинала Джованни де Медичи на пост Папы Римского Льва Х, им совместно с двоюродным братом Джулио (Рис.2) – в дальнейшем Папой Климентом VII — разрабатываются проекты построек для возведения Базилики Сан-Лоренцо. Новой ризнице отводится роль погребения предшественников и потомков Папы Римского.

Получившая название капеллы Медичи, она в действительности представлялась 4-мя памятниками:

  • Для давно почившего в 1492 г. отца Папы, Лоренцо Великолепного (Рис.3).
  • Его убиенного брата Джулиано Медичи.
  • Двух родственников: герцога Немурского и герцога Урбинского — Лоренцо.

Папу Льва X предполагалось захоронить в прежней ризнице.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.2: Себастьяно дель Пьомбо, Портрет Папы Римского Климента VII, 1531

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.3: Рафаэль Санти, Портрет Джулиано ди Лоренцо де Медичи, 1515

В итоге постройка Медичи вмещает пару из 4-х запланированных гробниц, сооружаемых по велению Папы Климента VII в промежуток с 1520 по 1534 гг. Конструировал постройку и воплощал задуманное в реальность Микеланджело, с завершением работ его последователями. Первоначальная схема (Рис.4) предусматривала 4 надгробных монумента, воздвигаемых на 4-х сторонах плиты в форме куба. В соответствии с задумкой захоронение походило на основание мавзолея.

Папе импонировала мысль переноса надгробия с внешних стен монумента на находящиеся внутри часовни. В результате получался настоящий мавзолей. В осуществлении планов Папа безоговорочно доверял художнику, полагаясь на его умения и талант, не пытаясь изменять при оформлении идеи великого мастера.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.4: Микеланджело Буонаротти, Эскиз первого проекта гробницы Медичи, 1524

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.5: Микеланджело Буонаротти, Эскиз окончательного проекта гробницы Медичи, 1524

На деле удалось выполнить часть программы, включая надгробные плиты молодых герцогов. Украшениями гробниц служат абстрактные образы под статуями и располагающаяся напротив алтаря Мадонна с парой святых.

Вместо завершающих идею монументов изображений неба, света, земли и воды зияют пустоты (Рис.5). Гробницы размещаются совершенно симметрично. Саркофаги с отвлеченными фигурами нашли место перед цоколями, а скульптуры герцогов — в более высоких нишах (Рис.6).

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.6: Микеланджело Буонарроти, Часовня Медичи в базилике Сан-Лоренцо, 1521-1534

Скульптура Джулиано Медичи

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.7: Микеланджело Буонарроти, Гробница Джулиано ди Лоренцо де Медичи в базилике Сан-Лоренцо, 1524-1534

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.8: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи, 1524-1534

Воплощение в камне Джулиано Медичи помещается в углублении над саркофагом в сидячем положении (Рис.7). Герцог в виде генерала изображен с обнаженной, на тонкой мускулистой шее, головой, полностью соответствующей тогдашнему идеалу:

  • короткие и завитые густые волосы
  • заостренное, напоминающее нож очертание спинки носа
  • массивная нижняя челюсть.

Грудь пребывает в тонких, но надежных доспехах. Ноги обнажены, а ступни облачены в сапоги. На коленях размещается скипетр военачальника, на который он без видимых усилий опирается. Герой собранно и без тревоги взирает в левую от себя сторону (Рис.8). Поза выглядит вполне серьезной и уверенной.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.9: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи, 1524-1534

Скульптор старался зрительно не передавать статус дворянина и скромный внешний вид. В данной ситуации для мастера было гораздо важнее подчеркнуть личный характер и внутреннюю сущность. Место на лицевом участке гробницы для имени остается незаполненным( Рис.9). Также пребывает в пустоте предназначенное для герба Медичи пространство на саркофаге и вверху цоколя.

Аллегория дня

С правой стороны на саркофаге располагается образ мужчины в резком движении и бодром духе с названием «День» (Рис.10). Находясь в состоянии отдыха, скульптура полна определенной силы и готова совершить поступок. Разворачиваясь телом к зрителю, она словно привстает. Голова и конечности наделены пламенной страстью, поскольку в течение всего дня человек чувствует себя активным и желает действовать.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.10: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи / Аллегория дня, мрамор, 160×150 см, 1526-1531

С необычайной точностью передается момент пробуждения Дня ото сна. Данный факт запечатлен поворотом к присутствующим головы и направлением перемещения конечностей. Обычному человеку трудно передать подобные детали, но дар знаменитого скульптора поистине не знает границ.

Каждая деталь предельно подчеркнута — кости под плотью, жилы, мясистые суставы и мышцы. Левая нога в соответствии с натуральным положением, располагается на бедре. Более внимательно присмотревшись к ступням, ногам и рукам, можно ощутить всю степень совершенства, будто живой конструкции.

Аллегория ночи

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.11: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи / Аллегория ночи, мрамор, 155×150 см, 1526-1531

По левую руку на саркофаге в состоянии полудремы находится массивная фигура женщины с вертикальным наклоном угла тела в 45°. Опирающаяся на локоть левая рука придает голове и плечам естественное положение (Рис.11).

Сползание тела визуально передается повышением головы в области лба, волос, головного убранства и за счет уменьшения тыльной ее части. Глаза слегка прикрыты. При их закрытии голова упадет на грудь, рука откинется вниз, локоть не будет поддерживать голову. Все тело примет положение покоя.

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.12: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи / Аллегория ночи, мрамор, 1526-1531

Композиция названа «Ночью» по причине передающих элементов (Рис.12):

  • Головного убора в виде звезды и полумесяца.
  • Ночной птицы совы.
  • Из символизирующей сон гирлянды.
  • Воплощающей сновидения маски сатира.

Аллегорическое изображение Ночи в античности передавалось несколькими вариантами: спускающейся с горы или поднимающейся наверх колесницы с крыльями, венком из маков, гранатом, совой, с платьем из звезд и пелериной над головой синего или черного цвета (Рис.13).

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.13: Неизвестный скульптор, Фрагмент римского эндимионского саркофага / Аллегория ночи, мрамор, 3-ий век

Спор о времени суток

Микеланджело и тайна неоконченной гробницы Медичи

Рис.14: Микеланджело Буонарроти, Фрагмент гробницы Джулиано ди Лоренцо де Медичи / Аллегория ночи, мрамор, 1526-1531

В 16 в. посетители ризницы едва могли различать представленные в часовне скульптуры. Драматург, поэт и знаток в области искусства Рафаэлло Боргини в 1584 г. выразил мнение о существующих противоречиях в образе, но в действительности Микеланджело прекрасно воплотил черты Ночи. Изобразив ее в состоянии сна, мастер дополнительно расположил на челе луну со звездой, а у ног ночную птицу, цветок мака и маску. В истории искусств данные атрибуты передают именно Ночь (Рис.14).

Утро, День и Вечер также не вызывают сомнений в гениальности при передаче тела и конечностей, но их не представляется возможным идентифицировать однозначно ввиду отсутствия соответствующей символики, наверняка сделавшей бы их узнаваемыми.

Французский писатель Стендаль в 1817 г. при создании труда по итальянской живописи обнаруживает различие между блеклыми классическими образами и передачей времени суток у Микеланджело, без труда распознаваемые как День и Ночь. Скульптор чрезвычайно эффективно передает характер работы, впечатляя контекстом, что зрителю становятся ясными задумки автора без поиска прочих объяснений. Ночь в данном случае выступает для нахождения других абстракций.

Тайный замысел Микеланджело

Для распознавания идей мастера при создании гробниц Медичи необходимо применить обычную интерпретацию и понятие о воплощаемых в жизнь персонажей.

1. Времена суток обозначают эпоху, символизируя время, на самом деле вызвавшее уход из жизни герцогов.

2. В политическом плане надгробие в данном случае выступает как несогласие с проводимым, основанном на тирании, курсом Медичи. Вынашивая патриотические взгляды, как истинный герой республики, борющийся с правящим кланом Медичи за права порабощенной нации, Микеланджело вполне сознательно допускает ряд элементов при сооружении гробницы. В итоге часовня представляется не как усыпальница герцогов, а как место погребения Италии.

3. Существует взгляд о часовне как об общем воплощении власти королевы и папского режима клана Медичи. Для прославления семьи в большинстве случаев используют надписи на надгробных монументах. Изображению ушедшего из жизни присущи подлинные черты лица для скорого узнавания. В приведенном случае данные детали не наблюдаются, как и герб правящего клана на надгробии и во всей усыпальнице.

4. 4 времени суток являют собой божественное освещение из Амвросианских гимнов:

Aetere rerum eonditor,                                   Вечный создатель мира,

Noctem diemque qui regis,                            Который правит ночью и днем,

Et temporum das tempora,                            Который сменяет времена,

Ut alleves fastidium…                                      Чтобы смягчить скуку…

Дальнейшие строки создают образы и характерные особенности гробницы Лоренцо Медичи, передают образ Мадонны с младенцем, намечаемые в первоначальных, в итоге не воплотившихся в реальности, набросках.

5. Попытка беспрепятственного и понятного взаимодействия приверженцев христианства с философскими взглядами представителей эпохи античности и христианские атрибуты с элементами античности. Художник пытается отождествлять действующие в христианском мире символы с античными божествами. Намерение напоминает обновление христианских понятий путем их античного обогащения. Внутреннее разногласие идеалов преследовало гениального творца на протяжении всего жизненного отрезка времени. В качестве примеров можно привести:

  • Восхищение статуями древних времен.
  • Возрождение прежде принятых норм мирового порядка.
  • Несоответствие греческих и римских шедевров в сфере искусства настоящим идеалам церкви.

Данное обстоятельство доказательно обнаруживается в личной переписке, дневниках и поэтическом наследии гениального человека.

Как истинный мастер, Микеланджело обладал личным мировоззрением. Принимая заказы от клиентов, он в первую очередь руководствовался собственными принципами и предпочтениями. Чрезвычайно правдиво в данной ситуации звучат совершенно откровенно произнесенные в 1898 г. слова Райнер Марии Рильке: «Настоящий художник творит исключительно в собственных целях для воплощения в жизнь личных задумок и идей».

Оставить комментарий