Ольга Остроумова — талантливая красавица-актриса Театра имени Моссовета и вдова Валентина Гафта. Она прославилась после первой же роли в кино, еще будучи студенткой.
Но тем не менее она до сих пор считает, что театр — настоящее искусство, а кино — лишь смесь дублей и монтажа. Артистка соглашалась сниматься лишь когда: «было, о чём играть, и сценарий брал за душу».
Тем не менее за плечами 75-летней женщины более 70 киноролей, хотя их могло быть как минимум вдвое больше.
В этом выпуске я расскажу о том, почему Ольга Остроумова не гналась за всенародной славой и гонорарами, которые мог дать кинематограф, и нисколько об этом не жалеет.
Как вышло, что до встречи с Валентином Гафтом актриса и не подозревала, что семейная жизнь может быть счастливой, и находила утешение лишь в материнстве?
Ольга Остроумова появилась на свет 21 сентября 1947 года в Бугуруслане – маленьком городке Чкаловской (ныне Оренбургской) области.
Отец (сын священника) был учителем физики, а мать занималась воспитанием детей, ведь помимо Оли в семье подрастало ещё трое детей.
Когда Оле было 10 лет, она попала на спектакль с участием маминой подруги и поняла, что тоже хочет выступать на сцене. Только девочка никогда не говорила о своем желании стать актрисой и даже не участвовала в школьной самодеятельности.
Родственники и учителя были очень удивлены, когда Ольга сообщила им о решении поступать в ГИТИС (единственный театральный ВУЗ, который она знала). Родители не стали отговаривать дочь и не побоялись отпустить её в столицу, где у них не было даже знакомых.
Оля с трудом нашла здание ГИТИСА, да и во время вступительных испытаний не обошлось без казусов: на последнем туре Остроумова во время танца умудрилась упасть и разорвать колготки. Тем не менее студенткой ВУЗа девушка все же стала.
Ей выделили место в общежитии, и Ольга погрузилась в учебу. В 1967 году талантливой студентке-второкурснице доверили играть на сцене ТЮЗа, а после окончания ВУЗа Остроумову зачистили в штат.
Третий курс ознаменовался дебютом в кино и замужеством: Станислав Ростоцкий предложил Ольге роль девятиклассницы Риты в своем фильме «Доживем до понедельника» (1968), а замуж девушка вышла за однокурсника Бориса Аннабердыева.
«Доживем до понедельника» принес актрисе известность и узнаваемость, и она, воодушевленная успехом, не раздумывая, приняла ещё два предложения о съемках.
Вот только следующие фильмы оказались неудачными, и Ольга разочаровалась в кинематографе, осознав, что настоящее искусство — это театр, где нет места дублям. Тогда Остроумова поняла, что она хочет быть чисто театральной актрисой:
И все же в 1972 году Станислав Ростоцкий, ставший «крестным отцом» Остроумовой в кино, доверил красавице-актрисе роль Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие» (1972).
Фильм имел оглушительный успех. Но и эта удачная работа не заставила актрису поменять мнение о кинематографе:
В тот период произошли перемены и в личной жизни Остроумовой: она без памяти влюбилась в режиссера Михаила Левитина, который тоже был несвободен. Не совладав с нахлынувшими чувствами, влюбленные разрушили свои семьи и в 1973 году заключили официальный брак.
Поначалу они были абсолютно счастливы: невероятная любовь, успехи в карьере, а в 1975 году на свет появилась дочь, которую назвали в честь матери — Ольгой.
Остроумова не оставила театральную сцену даже после рождения малышки, а работу в кино поставила на паузу: в тот период выходили лишь фильмы-спектакли с её участием.
Хотя совмещать театр с воспитанием маленькой дочери было непросто, к концу 70-х Ольге удалось стать востребованной и всенародно любимой киноактрисой, за которой закрепился образ «идеальной женщины».
Вот только Ольга не была этому рада, ведь она тяготилась славой, а удовлетворение приносила лишь работа в театре. Именно поэтому Остроумова стала очень избирательно подходить к выбору киноролей, отказываясь от предложений, которые не брали за душу.
Со временем и отношения с мужем, который пропадал на «гулянках», стали портиться. Однако в 1983 году женщина решилась родить второго ребенка — сына Михаила, которого назвала в честь всё ещё любимого супруга.
Но рождение сына никак не сказалось на свободолюбивом муже, ищущем вдохновение вне семьи. Остроумова продолжала терпеть унижения и рыдать в подушку, сохраняя видимость счастливого брака только ради детей.
Вот, как актриса вспоминала тот период жизни:
Остроумова решилась на развод лишь после 23 лет брака. Михаил Левитин, осознающий свою вину перед Ольгой, предложил ей указать в заявлении на развод следующую причину:
«Безответственное отношение мужа к семье», но женщина сформулировала по-своему: «Безудержная любовь супруга к свободе»…
Актриса, отдавшая полжизни Театру имени Моссовета, называет его своим вторым домом. Остроумова не жалеет, что упустила много интересных киноролей за время декрета:
По-настоящему счастливой женщиной Ольга Остроумова ощутила себя лишь после того, как вышла замуж за Валентина Гафта. Благодаря ему она узнала, что семейная жизнь может приносить радость, а не слёзы и унижения.
Их союз продлился 24 года, но в 2020 году, Валентина Иосифовича, который был старше супруги на 12 лет, не стало.
Ольга Михайловна не жалуется на судьбу и не жалеет об упущенных возможностях, считая свою карьеру более чем успешной.
Она по-прежнему выходит на сцену родного театра, снимается в кино и даже хороших сериалах. Но на первое место актриса ставит семью: детей и троих внуков.
В реальной жизни Ольга Остроумова предпочитает естественность, даже на улицу она может выйти без макияжа. Вначале её огорчали слова узнавших ее прохожих:
«Мол, в кино у неё и глаза больше, да и волосы красивее…». Но со временем она поняла, что блистать хочет лишь на сцене, а в жизни ей нравится оставаться незаметной.
Остается пожелать прекрасной актрисе и замечательной женщине здоровья, долгих лет жизни и, конечно же, творческих успехов, как на театральной сцене, так и в кинематографе!