Полезные советы

«Умные счетчики» знают, как отнять у нас больше денег

В последнее время всё возрастающее внимание приковывает к себе очередная инициатива руководства МинСтроя РФ по введению в практику счётчиков энергоресурсов, обладающих способностью дистанционной передачи данных без участия пользователя.

Эта идея уже активно разрабатывается с использованием самых авторитетных разработчиков, таких, как, например, организации корпорации «Ростех».

Правда, уже появляются сигналы от ряда специалистов о некоторых существенных недостатках, которые будут, по их мнению, свойственны этим счётчикам и относящиеся, например, к их надёжности и уязвимости со стороны внешних воздействий.

Кроме этих разработок в проект «Умный город» программы «Цифровая экономика России» внесены и другие, не менее затратные и спорные по своей сути темы.

В частности, предполагается разработать систему автоматического распознавания лиц, благодаря которой с личных счетов пассажиров общественного транспорта будут автоматически сниматься деньги за проезд. Опять же, без какого бы то ни было нашего участия.

Возможно, и у этой разработки найдутся скрытые до сей поры технические несовершенства, но разработчики на это не обратят внимания (такое по нашим временам вполне нормально). Тем не менее, главное даже не в этом.

Хотелось бы обратить внимание на то, что все указанные разработки, предназначенные для самого широкого применения, носят, как правило, фискальный характер.

В этом власть проявляет абсолютное недоверие к народу и откровенное, официально заявленное желание предельно повысить собираемость всех платежей.

При этом, в азартной погоне за нашими скудными деньгами абсолютно пренебрегаются элементарные правила справедливости.

Счётчики (расходомеры), например, называются «умными» только за обладание тупой способностью дистанционно передавать то, что фиксируется не всегда совершенными и разборчивыми чувствительными элементами — датчиками.

Помнится, у нас на садовые участки какой-то чудак подал повышенное напряжение (вместо 220 V подключил 380). У многих вышли из строя телевизоры, холодильники, электроплитки и прочая аппаратура.

Как всегда в таких случаях, немногие добились хотя бы частичной компенсации за нанесённый ущерб, но на счётчиках электроэнергии это никак не отразилось.

А вот ещё пример. На этот раз не менее серьёзный и имеющий повсеместную и постоянную распространённость.

Несколько лет назад мне довелось обратить внимание общественности на странный метод оплаты горячего водоснабжения (ГВС), при котором стоимость услуги почему-то не зависит от температуры воды, изливающейся из наших смесителей.

Смотрите также:  Крапива для томатов - лучший друг и помощник

Когда-то, в старые добрые догайдаровские времена эта нелепость в оплате не обращала на себя внимание по причине своей дешевизны. Да и сбоев в работе ЖКХ было, как-то, меньше.

С переходом же на новую (не могу назвать её рыночной) систему экономических, а, значит, прежде всего, денежных взаимоотношений  эти регулярные платежи приобрели весьма существенное значение для большинства граждан.

И стало ясно, что, если соседи по многоквартирному дому получают в качестве горячей воду с различной температурой, то и платить они должны не просто за использованные её кубометры, а с учётом этого обстоятельства.

Ведь, очевиден парадокс, заключающийся в том, что потребность в «горячей» воде в быту увеличивается с падением её температуры, т.е., с ухудшением (!) её качества.

А стоимость для нас этого «недогрева», исходя из сравнения тарифов на холодную (38,06 руб/м3) и горячую (188,53 руб/м3) воду, действовавших в Москве на момент написания статьи находилась пределах 80% от стоимости последней (или до 150 рублей за каждый кубометр).

Это и является причиной того, что за одинаковые услуги ГВС (равенстве температуры потребляемой нами смеси холодной и горячей воды) мы, жильцы одного дома, платим по-разному. Причём «сильно по-разному».

Кроме того, вынужденно увеличивая расход недостаточно нагретой воды, мы, как следствие, переплачиваем и за водоотведение. А это ещё по 25,12 руб/м3.

Вся эта переплата лишь в некоторой степени уменьшается при использовании уже существующих счётчиков с термодатчиком, которые способны распределить объемы потребленной воды по разным тарифным ячейкам (шкалам) — в зависимости от её температуры.

Но их стоимость относительно высока (5 000…7 500 руб.), а их установку реализовать сложно из-за отсутствия необходимой нормативно-правовой документации.

Более радикальная возможность уйти от поборов — приобрести автономное водонагревательное устройство и навсегда перекрыть магистраль горячей воды.

В таком случае пришлось бы платить только за холодную воду и потребляемые на нагрев электроэнергию или газ.

Но по мере распространения такого новшества всё более реальной становится угроза разорения поставщиков тепла, и без того находящихся на грани банкротства. Так что, уже появляются «непопулярные» запретительные меры со стороны властей.

Это наипростейший и привычный выход из любого положения для корифеев экономического блока нашего бесславного правительства.

Смотрите также:  Ваши полотенца будут выглядеть идеально, благодаря совершенно простому рецепту

Хотя, если, имея добрые намерения, слегка затруднить себя раздумьями, можно было бы изыскать другие известные или придумать новые менее наглые и издевательские способы решения проблемы.

Тем более, что некоторые варианты решения проблемы есть, опубликованы и известны тем же функционерам, которые сейчас так активно продвигают указанные в начале статьи нововведения.

В частности, надо бы для оценки услуг ГВС с учётом их качества наряду с измерением объёма использованной воды всего-то постоянно контролировать её температуру и вносить необходимые корректировки в показания регистрирующих приборов.

Это должно давать возможность по определённой несложной закономерности замедлять скорость счёта объёма расходуемой воды при снижении её температуры и повышать при её возрастании.

Разумеется, при этом потребуется произвести довольно объёмные работы по переработке нормативных материалов, создании системы обеспечения единства измерений и др.

Казалось бы, это должно заинтересовать профильных функционеров, или, как это было бы при нормальной рыночной экономике, побудить производителей к новым разработкам, необходимость которых очевидна.

Тема не могла остаться незамеченной, поскольку широко освещалась в специальной литературе (журналы «Сантехника, «С.О.К.», электронный журнал «Коммунальщик ХХI века»).

И представлена на публичное обсуждение в петиции под заголовком «Пересмотрим тарифы на горячую воду! Введём справедливый учёт!», опубликованной на сайте «Демократор», где нашла самую широкую и активную поддержку россиян.

К сожалению, в моём архиве накопилось значительное количество разнообразных по характеру отказов различных высокопоставленных чиновников в содействии решению этой проблемы.

И существующее (в общем-то, отрицательное) отношение властей к организации и проведению инновационных процессов вполне объяснимо.

Прежде всего, потому что основными целями инновационной деятельности у нас является создание новшества, обеспечивающего качество, востребованное рынком и приводящего к коммерческой выгоде (создающего дополнительную ценность).

Повышение качества жизни людей сюда не входит. Не срабатывает здесь и принцип конкурентности, поскольку у нас таковой, по сути, нет. А кто не развивается, тот, как известно, деградирует.

P. S. Ради справедливости надо отметить, что недавно, наконец-то, поступило предложение представить в одну из задействованных в проекте «Умный город» организаций презентацию разработки по совершенствованию системы оплаты услуг ГВС с учётом их качества.

Желающие приглашаются к участию в работах (пока безвозмездное, а потом — исходя из возможностей).

Источник

Поделиться в соцсетях

/div>